ABA-терапия основана на том принципе, что любое поведение связано с рядом причин. Задача терапевта — подобрать «ключ» к поведению ребенка с РАС, разгадать, почему он ведет себя именно так, и скорректировать его поведение.
Основная стратегия, которая для этого используется, заключается в следующем: выработать социально приемлемое поведение у ребенка с РАС можно с помощью подкрепления (усиление) данного желаемого поведения.
Специалисты устанавливают чёткие, измеримые цели, связанные с обучением ребенка, и используют различные техники поощрения, чтобы закрепить определенные поведенческие реакции.
Для того, чтобы ребенок с РАС мог выполнить задания, их разбивают на небольшие составляющие. Один блок — один навык (зрительный контакт, речь, навык самообслуживания, учебное поведение, умение играть). Со временем блоки складывают в длинные логические цепочки, чтобы ребенок научился справляться с более сложными задачами. При этом специалист должен постоянно следить за тем, чтобы поощрения оставались ценными для ребенка — ведь если он потеряет к ним интерес, то не будет замотивирован к обучению.
К нежелательному поведению применяется нейтральный или корректирующий подход — ребенка ни в коем случае не ругают, не применяют силу и либо игнорируют его поведение, либо мягко направляют. Так ребенок постепенно учится адаптироваться к внешней среде и возможным социальным сценариям, слушать собеседника и воспринимать информацию.
Какие этапы включает ABA-терапия?
- АВА-терапия начинается с консультирования. Терапевт встречается с родителями и ребенком: собирает данные о ребенке, его окружении, факторах, влияющих на его действия и эмоциональные реакции, а также фиксирует, что ребенок может делать, а что — нет. После этого принимается решение о дальнейшей работе, обсуждается, подходит ли ребенку ABA-терапия в данный момент.
- Далее проходит этап тестирования. Он нужен, чтобы выявить препятствия в обучении, связанные с нежелательным поведением, и определить приоритетные направления работы. Специалист оценивает социальные, адаптивные, учебные и вербальные навыки ребенка. После диагностики ABA-терапевт строит индивидуальный план занятий с ребенком, учитывающий цели и задачи терапии. Навыки, которые нужно сформировать и закрепить, могут быть, например, следующими:
- установление зрительного контакта;
- умение указывать на нужный предмет;
- навык просьбы;
- отклик на свое имя.
- Специалист начинает работу с ребенком по составленной программе, а родители закрепляют навыки ребенка дома.
Какие результаты дает ABA-терапия?
ABA-терапия может серьезно влиять на поведенческие, коммуникативные и когнитивные способности детей с аутизмом. Так, у ребенка:
- развивается речь — ребенок учится говорить и слушать, обращаться с просьбами к другим людям, отвечать на вопросы;
- усваиваются жизненно необходимые бытовые навыки (одеваться, ходить в туалет, мыть руки, убираться), которые облегчат ребенку дальнейшую жизнь;
- развиваются навыки чтения, счета и письма, визуальное восприятие, крупная и мелкая моторика;
- снижается или уходит совсем нежелательное поведение — ребенок учится адекватно реагировать на незнакомых людей, справляться с агрессией;
- формируются социальные и коммуникативные навыки — понимание мимики и жестов собеседника, умение удерживать зрительный контакт, задавать вопросы и отвечать на них, выполнять просьбы и самому просить о помощи, играть с другими детьми.
Комментарии
Комментарии к материалу отсутствуют
Оставить комментарий